Лабораторная работа № 2

ПРИБЛИЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЯ

 

Цель:

    закрепить понятия: нелинейное уравнение с одной переменной, равносильные уравнения, методы отделения корней, метод половинного деления, метод хорд, метод касательных, метод простой итерации, достаточные условия сходимости процесса итерации, оценка погрешности метода.

    сформировать умения и навыки отделения корней нелинейного  уравнения и нахождения корней уравнения на заданных отрезках методами половинного деления, хорд, касательных, простой итерации с проверкой на сходимость методов и оценкой погрешности.  

 

Постановка задачи к лабораторной работе № 2

 

При выполнении лабораторной работы следует реализовать следующие действия:

 

Задание 1. Отделить корни заданного уравнения, пользуясь графическим методом:

    схематически, на бумаге,

    используя табличный процессор Excel,

    проверить аналитически изоляцию корней на полученных отрезках.

Задание 2. Написать программу для отделения корней уравнения аналитическим методом.

Задание 3. С помощью калькулятора или Excel найти приближения x0, x1, x2, x3 к корню на одном из отрезков и оценить погрешность x3, используя:

a)     метод половинного деления;

b)     метод хорд;

c)     метод касательных;

d)     метод простой итерации.

Задание 4. Написать программу для вычисления всех корней уравнения с точностью до заданного числа e>0, используя два метода из указанного списка.

Задание 5. Найти корни уравнения с помощью модуля Поиск решения в ЭТ Excel.

 

Варианты индивидуальных заданий:

 

Уравнение

Метод

e

1

a) и b)

10-4

2

x-10sinx=0

a) и c)

10-6

3

2-x=sin x , (для x<10)

a) и d)

10-7

4

2x-2 cos x=0,     (для х>-10)

b) и d)

10-6

5

lg(x+5)=2cosx,   (для x<10)

c) и d)

10-5

6

a) и b)

10-6

7

x sinx-1=0,   (для -8<x<8)

a) и c)

10-4

8

8cosx-x=6

a) и d)

10-8

9

sinx-0,1x=0

b) и d)

10-4

10

10cosx-0,1x2=0

c) и d)

10-6

11

2 lg(x+7)-5sinx=0, (для x<5)

a) и b)

10-7

12

4cosx+0,3x=0,   (для x>-10)

a) и c)

10-6

13

a) и d)

10-5

14

1,2x4+2x3-24,1=13x2+14,2x

b) и d)

10-6

15

2x4-5=2x

c) и d)

10-4

16

2-x=10-0,5x2

a) и b)

10-8

17

cos 2x-3x2-1=0

a) и d)

10-5

18

2lnx-1/x=0

b) и d)

10-6

19

x4+3x2-6x+1=0

c) и d)

10-4

20

x2+lgx=5

c) и d)

10-7

21

x6+2x-1=0

a) и b)

10-6

22

2+e-x=2/x

a) и c)

10-5

23

1/x=sinx, (для -5<х<5)

a) и d)

10-4

24

x4-6x3+9x2-16=0

b) и d)

10-6

25

c) и d)

10-5

 

Теоретический материал